ФЭНДОМ

Парацельс (лат. Paracelsus), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) — реально живший человек. Родился в конце 1493 года в г. Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 в Зальцбурге (Австрия). Знаменитый алхимик, врач и оккультист. Ему также приписывается именование цинка.

Биография

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал древнюю каббалистику. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

Paracelsus

Парацельс

С 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 году, в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом». После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум». В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» и «Хронику Каринтии».

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия», «Потаенная философия», «Великая астрономия» и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». В 1541 г. Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он был убит одним неизвестным врачом в возрасте 48 лет.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).
  • Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений.
  • По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М». По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтырь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

История

Карточка с Парацельсем попалась Гарри Поттеру, когда тот впервые ехал в Хогвартс на поезде в 1991 году.

Бюст Парацельса

Бюст Парацельса находится в одном из коридоров Хогвартса. Однажды Пивз вознамерился сбросить его на голову первого, кто пройдёт коротким путём в совятню. Об этом Гарри Поттера предупредил Почти Безголовый Ник[2]

Этимология

Paracelsus означает «Подобный Цельсу» (Авл Корнелий Цельс — римский философ и врач). Именем Ауреол («Золотой») будучи о себе и своём искусстве очень высокого мнения, Гогенгейм называл себя сам.

Появления

Примечания

  1. J. K. Rowling noted in an interview that Parseltonuge is "a weird ability passed down through the Slytherin blood line".
  2. «Гарри Поттер и Орден Феникса» — Глава 14. Перси и Бродяга

Ссылки