Викия

Гарри Поттер вики

Омут памяти

5395статей
на этой вики
Обсуждение1
Pensieve (Pottermore).jpg
Омут памяти
Информация об объекте
Предназначение

Хранить мысли, воспоминания

Характеристики

Каменная чаша с вырезанными на ободке рунами, наполненная то ли жидкостью, то ли газом (а именно мыслями и воспоминаниями)

Обладатель(и)
Left pointing double angle quotation mark sh4.svg Внутри стоял неглубокий каменный сосуд, опоясанный по краю резными письменами и символами. От содержимого исходило яркое серебристое свечение. Ничего подобного Гарри никогда не видел, даже не мог понять, жидкость это или газ. Вещество непрерывно двигалось: то его поверхность морщит рябь, как воду — дуновение ветра, то пробегают круги, завихрения: что это — сжиженный свет или газ, ставший студенистым телом? Right pointing double angle quotation mark sh4.svg

Омут памяти (англ. Pensieve, в некоторых переводах встречается слово «думоотвод») — неглубокая каменная (или металлическая) чаша с вырезанными на ободке рунами. Предназначена для просмотра чьих-либо воспоминаний. Для этого воспоминание, которое представляет собой нечто среднее между газом и жидкостью, выливают в Омут памяти. Если волшебник окунается в Омут с головой, он может попасть внутрь воспоминания и пережить давно прошедшие события так, как если бы лично при них присутствовал.

Воспоминания являются субстанцией многоразового использования. После просмотра их можно вынуть из омута и поместить обратно во флакончик, где они и хранятся.

Dumbledore Memory.jpg

Альбус Дамблдор извлекает свои воспоминания

Процесс отделения чьих-то воспоминаний чаще всего выглядит так: волшебник палочкой «вытягивает» воспоминания о каком-то событии из виска и дожидается, пока прядь не повиснет на палочке, затем стряхивает её в подходящую ёмкость. Но бывают и исключения. Так, Северус Снегг перед смертью просто испускает из себя воспоминания, не пользуясь палочкой. Текущую вместе с кровью жемчужную субстанцию собирает Гарри Поттер. Также не вполне понятно, как умудрился Альбус Дамблдор собрать воспоминания престарелой эльфийки Похлёбы, ведь домовикам запрещено пользоваться и даже брать в руки волшебные палочки.

У Омута памяти есть интересная особенность:тот, кто погружается в него и просматривает воспоминания, всё видит со стороны, а не глазами того человека, кто их оставил.

Упоминания в книгах

  • В июне 1995 г., накануне Третьего испытания, Гарри оставили временно одного в кабинете директора. И он несанкционированно воспользовался омутом памяти. Увидел собрание Визенгамота, где рассматривалось дело Пожирателей смерти после Первой магической войны.
  • В 1996 г. омут памяти был перенесен профессором Снеггом в свой кабинет. Чтобы прятать туда свои мысли во время уроков Окклюменцией, во избежание возможного проникновения в них Гарри Поттером.
Left pointing double angle quotation mark sh4.svg Внимание его, однако, привлек стол, на котором стояла освещенная свечой мелкая каменная чаша, с резными рунами и символами. Гарри узнал ее сразу: Омут памяти Дамблдора. Зачем она здесь? Right pointing double angle quotation mark sh4.svg
В результате Снегг так и не уберег своих мыслей. Гарри опять случайно оставили в кабинете одного, тот знал, как воспользоваться омутом памяти, и просмотрел воспоминание Снегга о своих родителях в детстве.
  • В 1996-97 гг. профессор Дамблдор с помощью омута памяти демонстрировал Гарри собранные воспоминания о Томе Реддле.
Left pointing double angle quotation mark sh4.svg — То, что мне удалось раздобыть этот экземпляр, большая удача, — сказал Дамблдор, выливая мерцающее содержимое флакончика в Омут памяти. — Ты и сам поймешь это, когда мы его испробуем. Ну что же, начали?

Гарри подступил к каменной чаше и послушно нагнулся, окунув лицо в воспоминания; его охватило знакомое чувство падения в пустоту, затем в почти непроглядной темноте он опустился на каменный пол.

Right pointing double angle quotation mark sh4.svg
  • В 1998 году во время передышки в битве за Хогвартс, Гарри прошел в кабинет Дамблдора, чтобы просмотреть в омуте памяти воспоминания Снегга.
Left pointing double angle quotation mark sh4.svg Омут памяти стоял на своём обычном месте. Гарри поставил его на письменный стол и вылил воспоминания Снегга в глубокий сосуд с рунами по ободку. Погрузиться в чужую память — какое это будет облегчение… даже то, что осталось от Снегга, не может быть хуже его собственных мыслей. Right pointing double angle quotation mark sh4.svg

Информация с Pottermore

Омут памяти — это широкая и неглубокая чаша, сделанная из камня или металла, часто искусно декорированная или инкрустированная драгоценными камнями и заключающая в себе мощную комплексную магию. Омут является редким артефактом, так как только самые сильные волшебники используют их, у большинства волшебников не хватает на это смелости.

Ощутимая опасность Омута — в его власти над памятью и мыслями. С помощью омута памяти волшебнику представляется возможность воскрешать воспоминания так, что их можно пережить снова: каждая деталь воссоздаётся последовательно и точно так, как было в прошлом. Владелец воспоминаний или другой человек (в этом и таится опасность) могут погрузиться в воспоминания и перемещаться внутри них. Омут памяти доставляет много беспокойства тем, кому есть что скрывать, тем, кто стыдится своего прошлого, и тем, кто желает сохранить свои секреты или защитить свою личную жизнь от посторонних.

Books chapterart gof 30.jpg

Использование Омута памяти для изучения и сортировки мыслей и идей является процессом более сложным, в сравнении с воскрешением воспоминаний, и немногие волшебники способны на это. Альбус Дамблдор использовал Омут памяти подобным образом, в частности, в тридцатой главе книги «Гарри Поттер и Кубок Огня». Тогда он добавил свои мысли в Омут памяти и лицо Гарри Поттера превратилось в лицо Снегга, что напомнило директору о скрытой связи между Снеггом и Гарри, о том, что Снегг был влюблен в мать Гарри и теперь для него дело чести защищать его (хотя и весьма неохотно).

Традиционно Омут памяти колдуньи или волшебника, как и их палочка, хоронится вместе с ними, поскольку считается чрезвычайно личным артефактом. Любые мысли и воспоминания, оставленные в омуте, также хоронятся с их владельцем, если только он или она не завещают поступить по-другому. Омут Хогвартса, однако, принадлежит не отдельному лицу, а школе. Он использовался чередой директоров и директрис школы, которые также оставили свой жизненный опыт в форме воспоминаний. Эти воспоминания являются бесценной библиотекой справочной информации для текущего директора или директрисы.

Омут Хогвартса изготовлен из камня с резными украшениями и выгравированными модифицированными саксонскими рунами, что указывает, что это артефакт очень древних времен, предшествующих созданию школы. Одна неподтвержденная легенда гласит, что основатели обнаружили омут полузакопанным в землю в том самом месте, где они решили создать их школу.

Наименование «Омут памяти» (англ. — pensieve) является омонимом слова «pensive», обозначающего «глубоко, серьезно задумавшийся», а также игру слов, так как часть слова «sieve» (с англ. — сито) намекает на функцию объекта по сортировке значимых вещей из массы мыслей и воспоминаний.[5]

Несоответствия

В шестом фильме Омут показан как парящее над столом блюдо. Но в последнем фильме эта неточность была объяснена тем, что Омут — разборный.

Галерея

Появления

Screenshot 451.png

Воспоминания (LEGO)

Книги:

Фильмы:

Игры:

Официальные сайты:

Другие:

Переводы
Оригинальное имя:
Pensieve
РОСМЭН:
Омут памяти
Марии Спивак:
дубльдум

Примечания

Омут памяти в иллюстрациях
  1. «Гарри Поттер и Кубок Огня» — Глава 30. Омут памяти
  2. «Гарри Поттер и Орден Феникса» — Глава 24. Окклюменция
  3. «Гарри Поттер и Принц-полукровка» — Глава 17. Провалы в памяти
  4. «Гарри Поттер и Дары Смерти» — Глава 33. История Принца
  5. Перевод статьи с ссылкой на сайт potterland.ru

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Омут памяти»

Викия-сеть

Случайная вики